Фрейд считал, что есть всего три вещи, о которых не стоит говорить о себе никому, чтобы не превращать жизнь в хаос.
О себе: ни плохое, ни хорошее, только действия
Фрейд считал, что человек не должен говорить о себе ни в плохом ключе, ни в хорошем: «За человека говорят не его слова, а его поступки». Рассказывать о своих достижениях и успехах — не лучший вариант завоевать друзей, считал Фрейд: «Люди всегда сравнивают ваши успехи со своими и если ваши успехи лучше, люди будут чувствовать себя хуже». Из-за таких сравнений начинается игра «лучше-хуже»: «…без задней мысли вы поделились своей радостью, успехом, не желая кому-то утереть нос, но человек бессознательно (в этом нет его вины) почувствует себя она вторых ролях и позже захочется отыграться. Хотите нажить врагов и завистников — рассказывайте о своих победах».
Противоположная история происходит, когда люди открыто говорят о своих бедах, поражениях и неприятностях: «Человек, услышавший о неприятностях другого, тут же воспрянет духом, браво расправит плечи и почувствует свою силу» — говорит Фрейд. В таком сравнении человек чувствует себя здорово на фоне неудач рассказчика, именно поэтому открытые люди часто обрастают большим количество знакомств, но как говорит Фрейд, не друзей, а советчиков и вампиров, желающих чувствовать себя лучше на вашем фоне: «Нет ничего лучше, слушать о поражениях другого». Поэтому Фрейд считал, что для обретения крепких связей о себе не нужно говорить вовсе: «Поистине силен тот, кто дает увидеть свои успехи, а не говорит о них, к такому человеку люди проникаются уважением. Человек слова говорит о одном действии десять раз, человек действия не говорит о десяти действиях ни слова».
Были планы, стали бананы
«Если вы хотите разрушить собственные планы — расскажите о них всему миру, дайте похвалить себя». Никогда не замечали, что стоит кому-то рассказать о планах, как тут же что-то идет не так? Фрейд считал, что проблема не в влиянии других людей, а в нас самих: «Как только вы рассказывает о своих планах, вы получаете одобрение сравнимое с их достижением. Мозг теряет мотивацию, запал и интерес». Сознательно вы будете понимать, что вам нужно выполнить поставленную цель, но у бессознательной части будет гораздо меньше ресурсов на продвижение, так как она уже получила удовлетворение от самого рассказа о собственных планах: «Рассказывая о планах создается ощущение, будто мы приближаемся к ним, но эффект оказывается обратным».
Фрейд сравнивал планы и цели на примере голода: «Представьте, что вы хотите изучить язык. Вы голодны и жаждете выполнить свои планы, получить свою пищу для разума и удовлетворение, продвинувшись по тропе знаний. Но стоит вам рассказать о своих планах, ваш голод стихает — вы получаете нужное одобрение, мотивация к реальному действию падает». «Одобрение окружающих и собственный рассказ о планах провоцируют самообман, будто продвижение к цели идет полным ходом, но это не служит дополнительным пинком к действию, а скорее усыпляет бдительность нашего подсознания, снижает мотивацию и саму вероятность достижения чего-либо».
По секрету всему свету
«Если бы мне нужно было бы распространить информацию о своей болезни как можно быстрее, я бы по секрету рассказал об этом своему лучшему другу». Информация — самый ценный ресурс для нашего мозга. Мы ищем ее в интернете, книгах, цитатах, круглые сутки ищем в интернете, не выпуская смартфон из руки, потому что информация действительно важна, она меняет сознание, а сознание определяет реальность. «Есть лишь одна валюта ценнее золота — это информация» — говорил Фрейд. Когда мы маркируем что-то «секретом» мы наделяем информацию еще большей ценностью, от чего другому человеку гораздо сложнее удержать ее в своих устах, не поделившись с кем-то другим.
«Люди полагают, что рассказав кому-то свой секрет, они сближаются с человеком, как бы наделяя его правами на владения вашим сокровенным, но результат порой совершенно противоположный». Если для вас есть что-то действительно ценное и важное, всегда лучше держать это при себе. Но есть и обратная сторона медали: «…если хотите, чтобы информация распространилась в кругу знакомых быстрее света, скажите что это секрет»: «В 59 году парикмахеры Нью-Йорка «по секрету» говорили клиентам, что если сказать, будто они от «дяди Джона», цена на стрижку упадет вдвое. Скоро весь Нью-Йорк говорил, что они от «дяди Джона», а парикмахерская получала огромное количество клиентов». Тот, кто умеет молчать, когда нужно и говорить, когда надо, обладает высшей мудрость и управляет миром.